Два сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН приняли участие в раскопках царских курганов в Корее. Корейские курганы стали всемирно известными благодаря раскопкам в 1918-1919 годы, когда японским археологам удалось обнаружить в них уникальные золотые украшения и другие предметы искусства. Многие из этих находок были вывезены из оккупированной Кореи в Японию, где их след потерялся. Кроме того, большая часть корейских курганов подвергалась неоднократным ограблениям в разные времена – от глубокой древности до этнографической современности, а отчеты о раскопках тех лет так и не были опубликованы.
Один из памятников с такой судьбой — курганный могильник Кёдон на юго-востоке Кореи. Местность, в которой этот памятник расположен, в средние века называлась Писаболь. Это чисто корейский топоним: «писа» обозначает свет, а «поль» — поле, луг. В древности эта территория, расположенная по берегам реки Нактонган, крупнейшей водной артерии на юге Корейского полуострова, обладала стратегическим и торговым значением. Наверное, поэтому здесь и выросла столица одного из корейских царств — Пихва Кая, которое в раннем средневековье (IV-VI вв.н.э.) то вело торговлю, то воевало с другим сильнейшим гегемоном юга — царством Силла.
Царства Пихва Кая и Силла активно взаимодействовали с Японией. О многогранных взаимоотношениях этих двух царств и Японии свидетельствуют грандиозные погребальные сооружения – курганы правителей Кая на могильнике Кёдон и найденный в них инвентарь. С 2014 года на могильнике Кёдон проводит раскопки Национальный научно-исследовательский институт Кая. Работы с российской стороны проводились по проекту гранта РФФИ «Корейский полуостров и Японский архипелаг: культурные контакты в эпоху палеометалла по материалам погребальных комплексов курганного типа».
– Среди наиболее ярких находок можно выделить сосуды силласко-каясского типа, в том числе и сосуд необычной формы, видимо, ритуального назначения, железные изделия – меч с кольчатым навершием и удила, – пояснила научный сотрудник отдела археологии палеометалла ИАЭТ СО РАН, кандидат исторических наук Анастасия Нестеркина.
Отдельный интерес представляют и сами гигантские погребальные сооружения — курганы с земляной насыпью и деревянной камерой, обложенной крупными камнями, со входом в одной из боковых стенок. Некоторые камеры имели дополнительные деревянные гробы. Курган в высоту составлял около пяти метров и сверху закладывался дерновой землей, чтобы на нем росла трава. С тех пор эти курганы «выросли» еще на пару этажей, поскольку за тысячелетия на них образовался большой слой грунта. Сейчас они так и стоят посреди поселка Чхан-Нён, покрытые ковром изумрудной травы, как этого хотели древние каясцы.
Боковой вход в камеру использовался не только для основной погребальной церемонии, но и для возможности последующего захоронения всех слуг правителей, которых, спустя некоторое время после кончины хозяина хоронили вместе с ним. Их погребения располагались рядом, вдоль стенок камеры около гроба правителя. В отличие от богатого инвентаря владык, их погребения были практически безынвентарными или содержали какое-то из орудий труда. Физических повреждений на телах слуг не обнаружено. По версии ученых, они, скорее всего, принимали яд и уходили из жизни добровольно.
Могильник Кёдон — уникальный памятник культуры правителей средневекового царства Кая, материалы которого малоизвестны не только российским, но даже и корейским ученым. Это не только носители так называемой золотой культуры, в дальнейшем унаследованной Силла, но и «рыцари в железных латах», и «поклонники японской культуры», и «люди с уплощенными черепами». Надеемся, что ученые, вооруженные современными методами исследований, в том числе естественнонаучными, прольют свет на эту загадочную и великолепную культуру.