Приходя в музеи и любуясь прекрасными разновременными экспонатами, мы не задумываемся над тем, какими они были прежде, до того как попали в руки специалистов. Очень мало предметов, найденных при археологических раскопках или собранных в этнографических экспедициях, которых не коснулась бы бережная и внимательная рука реставратора.
Создание реставрационного направления в нашем институте – это история и самой музейной коллекции, предметы которой получили новую жизнь в реставрационных мастерских.
С именем первого директора, академика Алексея Павловича Окладникова, связаны крупнейшие научные достижения института.
Огромное значение Алексей Павлович придавал популяризации науки, в связи с чем в 1968 году был создан Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока.
Понимая, что предметы древности недостаточно просто изъять из земли, но необходимо и сохранить, он заложил основы реставрационной деятельности в институте.
Первый художник-реставратор института Эльвира Александровна Скорынина с 1960-х годов была постоянным участником археологических экспедиций А.П. Окладникова. Большая работа проделана Эльвирой Александровной по реставрации предметов богатейшей коллекции дальневосточной керамики.
В 1975 году по приглашению А.П. Окладникова в институт на должность художника-реставратора пришла Галина Константиновна Ревуцкая, ставшая наставником сегодняшним реставраторам — Марине Вадимовне Мороз, Ольге Львовне Швец, Елене Владимировне Карпеевой (1957–2021), Ксении Анатольевне Борзых. Галина Константиновна неоднократно работала в экспедициях А.П. Окладникова, В.Д. Кубарева, В.И. Молодина, осуществляя консервацию находок в полевых условиях.
Результаты её лабораторных реставрационных работ с предметами из чёрного и цветных металлов опубликованы в научных трудах В.И. Молодина и Н.В. Полосьмак. Галина Константиновна многие годы была первым и единственным специалистом по реставрации металла в нашем институте.
Деятельность художника-реставратора Бориса Алексеевича Абрамова была направлена на выполнение копий археологических артефактов и реставрацию керамических сосудов. Именно им была восполнена стенка сосуда с личиной вознесеновской археологической культуры (начало III тыс. до н.э. — первая четверть II тыс. до н.э.), ставшая впоследствии логотипом ИАЭТ СО РАН. Борис Алексеевич являлся автором и исполнителем фронтона над входом в здание Института и памятника на могиле А.П. Окладникова.
Большую работу по восстановлению и сохранению иконописной коллекции в 1980-х — 1990-х годах гг. проделала Светлана Александровна Моисеева.
Коллектив высококвалифицированных реставраторов начал складываться во время исследования пазырыкских памятников Горного Алтая в 1990–1995 годах. В него вошли Елена Владимировна Карпеева, Людмила Петровна Кундо, Марина Вадимовна Мороз, Галина Константиновна Ревуцкая, Ольга Львовна Швец. Именно в эти годы был получен бесценный практический опыт работы с органическими материалами из мерзлотных курганов на плато Укок — «мокрой» древесиной, текстилем, войлоком, мехом, кожей, рогом. Раскопки и реставрация проводились в рамках советско-японской программы «Пазырык». Японские коллеги-реставраторы передали институту и запустили уникальное оборудование для консервации «мокрых» крупногабаритных археологических предметов из древесины — срубов, колод, погребальных лож. В экспозиции нашего Музея представлены уникальные меховые, текстильные, войлочные, металлические предметы, мелкая деревянная пластика, керамические и роговые сосуды пазырыкской культуры. Наработанные методы консервации и реставрации опубликованы в коллективной монографии «Феномен алтайских мумий».
Следующим этапом, который потребовал высочайшей квалификации, стала работа с уникальными предметами, обнаруженными в Монголии при раскопках курганов Олон-курин-гол под руководством В.И. Молодина в 2006 году и курганов могильника Ноин-Ула под руководством Н.В. Полосьмак в 2006–2012 годах. Над этими коллекциями реставраторы института работали вместе со специалистами Всероссийского художественного научно — реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря и Музеев Московского Кремля. Совместная работа позволила провести реставрацию лаковых чашек и изделий из металла, шерсти, шелка, войлока и меха на высоком уровне.
Разработанные методы по консервации и реставрации археологических предметов из мокрых глиняных монолитов опубликованы в ежегодном итоговом сборнике «Проблемы археологии этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий» и представлены в докладах на конференциях.
Отреставрированные коллекции стали достоянием Монгольской Народной Республики.
Настоящее время
Работа музейного реставратора, как и музейного хранителя, связана с каждодневным наблюдением за состоянием памятников в экспозициях и фондах, за соблюдением оптимального режима их хранения. Эта текущая музейная работа позволяет вовремя принимать необходимые меры по консервации и реставрации. Именно совместная работа реставратора и хранителя обеспечивает сохранение произведений в музее.
В настоящее время коллектив реставраторов работает с многочисленными археологическими и этнографическими предметами, которые каждый год привозят из экспедиций сотрудники Института и коллекциями из собрания Музея истории и культуры нар одов Сибири и Дальнего Востока.
Наши специалисты постоянно выезжают в археологические экспедиции, организовывая там полевые лаборатории. Это позволяет профессионально изъять находки из раскопов, провести предварительную консервацию, контролировать состояние предметов из разных материалов от полевых до стационарных лабораторий. В мастерских ИАЭТ СО РАН происходит завершающий этап реставрационного процесса.
Современные реставрационные методы, основанные на сложных технологических и творческих решениях, позволяют не только сохранить, но и зачастую дать новую жизнь тому или иному предмету. А современное оснащение реставрационных мастерских, технические новшества, используемые в работе, позволяют выполнять реставрацию на высочайшем профессиональном уровне.
Группа состоит из уникальных специалистов, владеющих современными методиками и технологиями сохранения памятников древности из металлов, кожи, меха, дерева, ткани, кости и глины.
Перечень работ, выполняемых группой реставрации отдела музейных
практик и технологий*:
• археологических и этнографических предметов из черного металла
• археологических и этнографических предметов из цветного металла
• этнографических предметов из тканей
• этнографических предметов из кожи, меха
• археологических и этнографических предметов из керамики
• археологических и этнографических предметов из кости, рога.
•крупномерных предметов из «мокрой» древесины
*Стоимость работ договорная
Контактное лицо по вопросу оформления заявки на проведение работ и
заключения договора: старший специалист Борзых Ксения Анатольевна, k.borzukh@gmail.com