Приполярный этнографический отряд (Бауло А.В., Сальникова И.В.) в течение двух недель августа работал в Шурышкарском районе ЯНАО и Березовском районе ХМАО-Югры.
Это была нелегкая поездка: катастрофически упала вода, на Сыне в ряде мест лодку приходилось толкать по каменистому мелководью с помощью березовой жерди;
резко ушедшая вода превратила берега в непролазную грязь – найти место для ночевки, чтобы пристав, не провалиться до колена, было большой удачей. Нередко наш путь по песчаным отмелям проходил по свежим медвежьим следам.
Как всегда компенсировали трудности суточные в размере 100 рублей.
Тем не менее, сезон вышел неплохим в плане сбора культовой атрибутики хантов и манси. Деградация их традиционной культуры очевидна за последние 35 лет наших исследований и с каждым годом становится все труднее найти какие-либо предметы, сохранившиеся в домашних святилищах.
У северных хантов была приобретена небольшая коллекция жертвенных покрывал (ханши), пошитых в начале 20 века. Это выполненное из сукна двух цветов полотнище, обшитое мехом лисы; углы украшены медными колокольчиками.
На лицевой стороне покрывала вшиты семь фигур всадника Мир-сусне-хума, младшего сына Верховного бога, который покровительствует людям и, в частности, отвечает за благополучие семьи того или иного жилища.
Процесс изготовления жертвенного покрывала был строго регламентирован. Мастерица, по словам информаторов, за всю жизнь могла сшить не более семи покрывал. Если таковой в селении не оказывалось, то старики на эту роль выбирали одну из женщин. Ей привозили необходимые выкройки, которые обычно хранились в священных сундуках.
Покрывало шили в доме заказчика только в дневное время в течение семи дней, другими делами в этот период женщина не занималась. Ей отгораживали занавеской угол комнаты и на левый край стола ставили чемодан, в котором хранилось шитье, а на правый – еду и чай. Мастерицу, которая шила ханши, называли пасанан ски нэ «стол строящая женщина». В комнатку могли заходить только хозяйка или хозяин дома (приносили ужин, зажигали лампу), при этом им не разрешалось смотреть на мастерицу. Хозяйка дома заранее готовила для швеи халат, платок, чулки и тапочки. Перед работой и после нее женщина обязательно переодевалась и оставляла рабочую одежду на ночь в комнатке. После изготовления покрывала одежду отдавали мастерице в подарок вместе с частью жертвенного мяса.
Материал на ханши (сукно двух-трех цветов) покупал хозяин, он же готовил лисью шкуру, ленты, бисер, нитки, инструменты. Каждый день полагалось шить по одному квадрату. Первый и третий день работы отмечались жертвоприношением теленка или овечки, которое традиционно происходило у задней стороны дома. Для этого устанавливали специальный столб, но в последнее время животное чаще привязывают веревкой, продетой сквозь отверстие, просверленное в бревне углового венца. Таким образом специально подчеркивается, что животное приносят в жертву ради благополучия живущих в этом доме людей. Жертву приносили в присутствии мастерицы, в этот день она начинала работу раньше и должна была успеть сшить очередной квадрат с фигурой всадника до начала церемонии.
Все хантыйские покрывала оторачивали мехом красной лисы, к краям нередко пришивали шкурки с лисьих голов, узкие полоски шкуры, хвосты и лапы.
Основное жертвоприношение совершалось в последний, седьмой, день работы. Мастерица приглашала хозяина в комнатку посмотреть выполненную работу, после чего он относил ханши на улицу и клал его на спину лошади. Присутствующие обращались к Мир-сусне-хуму с просьбой о покровительстве для всех членов семьи. После жертвоприношения ханши вместе с остатками сукна, меха и ниток, которые также считались святыми, убирали в сундук.
Ханты после совершения обряда жертвоприношения покрывало вторично не использовали. Для следующего обряда изготавливалось новое полотнище. После смерти мужчины жертвенные покрывала продолжали храниться на чердаке дома.
При том, что вновь обнаруженные жертвенные покрывала достаточно однотипны,
тем не менее, одно из них выбивается наличием широкой полосы геометрического орнамента (расшифровку которого еще предстоит сделать) – подобная деталь встречена в нашей практике впервые.
Из более редких атрибутов почитания Мир-сусне-хума выделяется так называемый богатырский шлем с четырьмя фигурами всадника из сукна красного и черного цвета, отороченный лисьим мехом.
Размеры шлема слишком большие, чтобы его надевать на голову, но они оправданы тем, что Мир-сусне-хума считали богатырём. При жертвоприношении подобные шлемы клали на спину коня поверх покрывала.
К жертвенным дарам женским божествам относятся несколько привезенных платков, которые датируются концом 19-первой третью 20 вв. На части из них есть фабричные штампы и надписи, в частности – мануфактуры Асафа Баранова, которая работала с 1875 г. Платки, поднесенные богине Калтащ, обычно по периметру обшиты бахромой из серых ниток – считается, что так выглядят ее седые волосы.
Среди новых сборов – почти десяток фигур иттарма, которые связаны с культом предков.
После смерти человека ханты отливают из свинца антропоморфную фигурку, которую одевают в несколько рубах и халатов; считается, что в эту фигурку переходит одна из душ человека – та, которая со временем должна возродиться в одном из его потомков.
К обрядам, связанным с рождением, относится миниатюрный деревянный лук со стрелой, на тетиву надеты три медных кольца.
Подобные луки изготавливают сразу после рождения в семье мальчика; лук кладут в священный сундук или относят в лес на священное место, он считается даром божеству, которое, в свою очередь, берет мальчика под свою защиту и способствует тому, чтобы он стал хорошим охотником.
При том, что жизнь хантов и манси проникнута религиозным мировоззрением, шаманство как таковое у них развито слабо, в связи с чем находки шаманских атрибутов чрезвычайно редки. Сезон 2020 г. как раз принес такую удачу – головную повязку шамана, выполненную из широкой ленты толстого шерстяного сукна красного цвета.
Края полосы обшиты бисером, на одном из них сохранились нашитые оловянные розетки. Центральная часть повязки выполнена из сукна синего цвета, на ней нашита фигура в форме круга (солнце на синем небе), выполненная мелким бисером. Предварительно повязку можно датировать 18 веком.
К середине 18 века относится и замечательная шпага,
сохранившаяся в одной из семей хантов в Шурышкарском районе. Красный шерстяной шнур на ее эфесе красноречиво говорит о том, что в 19 веке она использовалась шаманом при ворожбе: шнур крепили к эфесу одним концом и к кончику клинка другим, шаман пальцем поддерживал шнур, шпага раскачивалась под его заклинания.
Таким образом, полевой сезон был кратким, но вполне содержательным по находкам, большая часть из них займет свое место в экспозиции Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока.