С начала июля по конец августа на юге Красноярского края и на территории Республики Хакасия проходила работа Минусинского петроглифического отряда ИАЭТ СО РАН. Исследования были посвящены древнейшему пласту в наскальном искусстве региона. Исследования проводились на памятниках Шалаболинская и Потрошиловская писаница, г. Суханиха, Бояры I, г. Георгиевская, Майдашинская писаница и др.
Одной из самых дискуссионных научных проблем в изучении наскального искусства Минусинской котловины является время создания изображений, которые все без исключения исследователи считают самыми древними для рассматриваемой территории.
Все ученые согласны, что эти петроглифы древнее искусства окуневской культуры эпохи ранней бронзы (до 3 тыс. до н.э.). Такой вывод делается на основании архаичной стилистической манеры, типичной для этой группы изображений. Но насколько эти «древнейшие» петроглифы древнее, сказать крайне сложно, поскольку нет четкой привязки к археологическим материалам.
– Для определения возраста наскальных изображений может быть полезно изучение их технологических особенностей – комментирует руководитель отряда, старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН, кандидат исторических наук Лидия Зоткина. – Ведь сведения о том, какими орудиями были выполнены петроглифы, при помощи каких приемов и их сочетаний, позволяют не только по-новому взглянуть на привычные образы, но и получить косвенные данные о технических возможностях древнего человека. А эта информация важна для определения возраста наскальных изображений.
Как показывают исследования сотрудников Минусинского петроглифического отряда, большая часть изображений, которые исследователи относят к древнейшему пласту, были выполнены каменными орудиями. Для определения характеристик инструментов, которые использовали древние люди, исследователи применяют экспериментально-трасологический подход.
– Для того, чтобы установить, каким инструментом выполнено то или иное изображение, мы работаем со следами, составляющими петроглифы. Мы стараемся тщательно описать все характеристики, которые фиксируем во время наших наблюдений в полевых условиях при помощи лупы или микроскопа, затем уже в лаборатории на трехмерных моделях уточняем полученные данные, в том числе, например, метрические. И затем уже делаем выводы о том, какой инструмент использовался древним художником – рассказывает Лидия Зоткина.
Кроме того, чтобы получить наиболее точные данные для сопоставления трасологи проводят контролируемые эксперименты. Исследователь заранее фиксирует все условия, в которых происходит реконструкция технологического процесса. И затем благодаря сопоставлению полученных реплик со следами, образующими наскальные изображения, можно довольно точно восстановить технологию выполнения петроглифов во всех деталях.
В результате работ Минусинского петроглифического отряда были найдены также новые изображения, которые не были известны ранее на Шалаболинской писанице.
Помимо решения исследовательских задач участники экспедиции проводили просветительскую работу с местным населением. Минусинский петроглифический отряд ИАЭТ СО РАН совместно с руководством сельского клуба с. Ильинка (Курагинский район Красноярского края) организовали фото-выставку, которую может посетить любой желающий.
Исследование выполнено в рамках проекта МК-2273.2020.6