Ученые Института археологии и этнографии СО РАН вернулись из экспедиции в Монголию, где обнаружили древнейшие петроглифы. Наскальные рисунки монгольского и российского Алтая – это десятки тысяч петроглифов от эпохи палеолита до периода поздней бронзы. Сцены охоты и обряды, домашние и дикие животные, люди в шаманских одеждах - их изображения выполнены в различных техниках с использованием камня, кости, металла и природных красителей.
Датировать наскальные изображения, в отличие от других памятников археологии, очень проблематично, поскольку рисунок на скальной поверхности не имеет комплекса сопутствующих артефактов, как, например, захоронение. Геологический возраст камня составляет миллионы и даже сотни миллионов лет и никак не соотносится с возрастом выполненной на нем наскальной живописи.
Единственный метод определения точного возраста петроглифов доступен только для цветных наскальных рисунков с использованием природных органических пигментов – например, угля, частицы которого поддаются радиоуглеродному датированию на ускорительном масс-спектрометре. Все остальные подходы при определении возраста рисунка позволяют определить относительную дату на основании комплекса характерных признаков. Например, изображение мамонта или шерстистого носорога указывает ученым на период плейстоцена, когда эти животные существовали. Некоторые выводы о датировках можно сделать с помощью трасологического анализа. Так, изображения, выполненные при помощи железных инструментов, очевидно, относятся к эпохе палеометалла.
Относительное датирование петроглифов производят по совокупности стилистических признаков – мировая археология располагает обширной библиотекой наскальных рисунков от глубокой древности до этнографического времени. Все открытые и изученные изображения внесены в банк данных и зафиксированы с применением технологий прорисовки, макросъемки и фотограмметрии. Это относится и к петроглифам, открытым российско-монгольско-французской экспедицией с участием Института археологии и этнографии СО РАН, который уже несколько лет занимается изучением наскальных изображений на приграничных территориях российского и монгольского Алтая.
В мировом археологическом сообществе долгие годы не утихала дискуссия о возможности отнесения петроглифов на открытых ландшафтах (а не в пещерах) к периоду конца верхнего палеолита. Долгое время считалось, что наиболее древние петроглифы расположены в пещерах. Родоначальник сибирской археологии и основатель Института археологии в Сибирском отделении Алексей Павлович Окладников, а затем и его ученик, ныне академик Вячеслав Иванович Молодин, отнесли пласт древнейших петроглифов Монгольского Алтая и на плато Укок к эпохе плейстоцена. На это указывали и стилистические признаки, характерные для древнейших наскальных изображений, и сами изображенные фигуры представителей мегафауны (мамонты, шерстистые носороги), которые прекратили свое существование примерно 15-12 тысяч лет назад, следовательно, не могли быть нарисованы позже.
После открытия древнейших наскальных изображений во Франции и в Португалии на открытых плоскостях («пленэр») дискуссия получила новый виток. В Португалии на том месте, где было запланировано строительство гидроэлектростанции, в процессе археологической разведки была обнаружена целая серия петроглифов, в том числе, и эпохи плейстоцена, и проект ГЭС был отменен. Ведь наскальные изображения – это практически вечный памятник древнейшего искусства, если не предпринимать целенаправленные действия по его уничтожению, например, взрывные работы или гигантские затопления, в результате которых уникальные рисунки навсегда уходят на дно, как это произошло при строительстве Красноярского водохранилища.
Вопросы более доказательного датирования древнейших петроглифов Укока вновь и вновь возвращали последователей теории Окладникова на открытые им и смежные участки, содержащие многие тысячи наскальных рисунков. В 1990-х годы на этих территориях работала российско-монгольско-американская экспедиция, чьи результаты были опубликованы в многотомном французском издании. Еще одна книга академика авторства Вячеслава Ивановича Молодина и его ученика Дмитрия Черемисина была издана по петроглифам, расположенным непосредственно на плато Укок, на Калгутинском руднике. Эти участки находятся всего в 20 км от Монголии, поэтому неудивительно, что чуть позже на монгольской стороне обнаружились точно такие же петроглифы примерно того же времени, поскольку в древности не было государственных границ.
Исследователи посетили места расположения древних петроглифов в 2017 году, а затем в мае 2019 года. В 2017 году к уже имеющимся изображениям плейстоценовой фауны добавились еще два – мамонтенок и носорог. Кроме того, трасологический анализ показал, что все изображения плейстоценовой фауны были выбиты каменными орудиями.
Отдельный интерес вызвали петроглифы, нанесенные один поверх другого, которые по аналогии с древнегреческими многослойными рукописями называются палимпсестами. Иногда такие наскальные рисунки нанесены в два, три и даже в четыре слоя. Но если рукописи древности стирали и писали поверх из соображений экономии, то у первобытных людей не было дефицита скальных поверхностей. Очевидно, для таких наслоений у них были другие причины. В частности, когда знак племени нанесен поверх другого, скорее всего, это были враждующие племена, обозначавшие таким образом границы своих территорий. Однако среди многих тысяч петроглифов новосибирским археологам встречались и обновленные – выполненные заново по прежнему контуру.
Палимпсест – это всегда большая удача для археолога, ведь в нем зачастую можно различить, в какой последовательности наносились изображения. Особенно ценно, если, например, одно из этих изображений удаётся отнести к определенной эпохе по ярким стилистическим признакам. Например, скифо-сибирский звериный стиль – характерное и узнаваемое явление железного века. Следовательно, можно использовать его как датирующий маркер, относительно которого выстраиваются в некоторую относительную временную шкалу изображения под ним и поверх него.
Один из дополнительных маркеров для относительного датирования – патина или «пустынный загар». Чем светлее петроглиф, тем он моложе. На некоторых изображениях загар бывает настолько сильным, что ученые фиксируют их только после тщательного инструментального обследования скальных поверхностей. В этом смысле данная территория – наименее благоприятное место для сохранения наскальных рисунков из-за сильного перепада температур и мощного выветривания скальных поверхностей. Тем не менее, петроглифы здесь сохраняются уже многие тысячи и даже десятки тысяч лет.