Закончился VI (XXII) Всероссийский археологический съезд (5-9.06.2022 г., г. Самара), собравший 1037 участников из 60 субъектов Российской Федерации (академических институтов и музейных учреждений, вузов, органов охраны объектов культурного наследия).
Съезд обсуждал научные проблемы и актуальные вопросы сохранения археологического наследия страны. Его участники единодушны в том, что одна из наиболее злободневных задач, обозначившихся в последнее время, — обеспечение сохранения объектов археологии в ходе хозяйственной деятельности. В современной ситуации активизации строительства особую остроту приобретают вопросы проведения государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) земельных участков и участков водных объектов, подлежащих хозяйственному освоению.
В последнее время заметно нарастающее стремление хозяйствующих субъектов любыми способами ограничить или полностью устранить существующую процедуру экспертизы. Основной аргумент: ее проведение существенно затрудняет реализацию хозяйственных проектов.
Яркий пример – размещенный 08.06.2022 на сайте regulation.gov.ru проект постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ». Предусматривается, в частности, вынесение за рамки экспертизы тех земельных участков, оценка которых на перспективность выявления объектов археологического наследия ранее не осуществлялась. С точки зрения науки, это абсолютно не обосновано: на еще не обследованных участках вероятность присутствия объектов наследия также велика, как на тех, где они уже были выявлены.
Проект Постановления, по сути, ликвидирует существующую систему ГИКЭ земель. Предлагаемые изменения законодательства отвечают исключительно интересам хозяйствующих субъектов. Они опираются на специфику исторической среды одного региона (г. Москва), не принимая во внимание характер археологического наследия и опыт его сохранения в остальных 84-х субъектах Российской Федерации. Эти изменения не обсуждались ни с профессиональным археологическим сообществом, ни с региональными органами охраны объектов культурного наследия, чьи интересы они непосредственно затрагивают.
В условиях современных геополитических вызовов было бы ошибочным жертвовать историческим наследием страны и археологическими работами, обеспечивающими, в том числе, сохранение материальных свидетельств героических событий ее военной истории. Подобный подход противоречит общепризнанным приоритетам защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
Реализация проекта разрушит сложившуюся систему археологических исследований в России и приведет к массовой утрате археологических памятников. Эти деструктивные изменения планируется ввести в действие уже в 2022 году, который Президент Российской Федерации В.В. Путин объявил годом культурного наследия народов России.
Археологическая экспертиза земельных участков — действенный инструмент сохранения объектов наследия, а не бремя для застройщиков. Процедура ГИКЭ нуждается в корректировке, но отказ от нее лишь осложнит реализацию строительных проектов, повлечет за собой дополнительные расходы, потребует дополнительного времени на новостройках в ситуациях неожиданного обнаружения археологических объектов в строительных котлованах, создаст риск возбуждения уголовных дел вследствие непредумышленного разрушения памятников.
Со своей стороны профессиональное сообщество готово предоставить предложения в части изменения ряда правовых и методических аспектов проведения ГИКЭ. В связи с чем, участники съезда обращаются в Правительство Российской Федерации с призывом:
– вернуть упомянутый проект Министерству культуры Российской Федерации на доработку;
– в ходе работы над совершенствованием законодательства в части проведения государственной историко-культурной экспертизы земельных участков и участков водных объектов, подлежащих хозяйственному освоению, учитывать положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, относящиеся к сохранению культурного и исторического наследия народов России, а также мнение профессионального археологического сообщества;
– дальнейшее совершенствование соответствующих аспектов законодательства осуществлять, руководствуясь принципом презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности.
Полагаем, что только такой подход позволит обеспечить достойное сохранение археологического наследия как важнейшей части исторической памяти нашей многонациональной страны, при этом снизив административные барьеры при строительстве и освоении территорий.
По поручению Всероссийского археологического съезда, сопредседатели Организационного комитета:
директор Института археологии РАН, вице-президент РАН,
академик РАН Н. А. Макаров
научный руководитель Института археологии и этнографии СО РАН,
академик РАН А. П. Деревянко
директор Института истории материальной культуры РАН,
д.и.н. А. В. Поляков
ректор Самарского государственного социально-педагогического университета, д.и.н. О. Д. Мочалов