Способы маркировки этнолокальной принадлежности в музыкальном языке (на примере обско-угорского фольклора)
Способы маркировки этнолокальной принадлежности
в музыкальном языке (на примере обско-угорского фольклора)
DOI: 10.17746/0295-7.2019.567-569
Г.Е. Солдатова
Институт филологии СО РАН,
г. Новосибирск, Россия
Изучение способов этнолокальной идентификации мелодий обских угров проведено на основе материала, собранного автором в экспедициях 1987—2008 гг. Для фольклора хантов и манси маркерами этнолокальной принадлежности выступают: мелодическая комбинаторика, степень варьирования, виды вибрато (в обрядовой песне), текст, тип мелодики (в необрядовой песне), наличие инструментария, тематика и название наигрышей, позиция рук, фактура, строй (в инструментальной музыке), что позволяет расширить понятие «музыкальный язык».
Ключевые слова: музыкальный язык, этнокультурная принадлежность, обские угры, музыкальный фольклор, обрядовая музыка, музыкальные инструменты.
The Methods of Marking of Ethnolocal Identity
in the Musical Language (on an Example of Ob-Ugric Folklore)
G.E. Soldatova
Institute of Philology, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences,
Novosibirsk, Russia
The study of the methods of ethnolocal identification of Ob-Ugric melodies was done on the basis of material collected by the author in the expeditions of 1987—2008. The markers of ethnological identity for the folklore of Khanty and Mansi (Vogul) are: melodic combinatorics, degree of variation, types of vibrato (in the ritual song), text, type of melody (in the non-ritual song), existence of music instruments, subject and name of the tunes, hand position, texture, pitch tuning (instrumental music), which allows us to expand the concept of “musical language».