Фрагменты гобеленов из 22-го кургана могильника Ноин-Ула (начало I века н.э.)
Фрагменты гобеленов из 22-го кургана могильника Ноин-Ула
(начало I века н.э.)
DOI: 10.17746/1563-0102.2016.44.4.076-082
Н.В. Полосьмак1, Е.В. Карпова2 1Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия 2Новосибирский институт органической химии СО РАН им. Н.Н. Ворожцова пр. Академика Лаврентьева, 9, Новосибирск, 630090, Россия
В статье приводится развернутая характеристика двух фрагментов шерстяного гобелена, обнаруженных в 2012 г. российско-монгольской экспедицией в 22-м кургане памятника Ноин-Ула в Монголии (начало I в. н.э.). Подробно описывается их орнаментация. Композиция на одном фрагменте включает вытканный по левому краю бордюр из цветов, который обрамляют полосы узора в виде бегущей волны, а также бордюр из полос «бегущей волны» на противоположном крае. Основу оформления другого фрагмента составляют пять полос с цветочным и растительным узором, которые разделены гладкокрашенными красно-коричневыми полосами. В статье публикуются результаты изучения технологии изготовления ткани. Определено, что по технологическим особенностям рассматриваемые образцы близки к шерстяным тканям, обнаруженным при раскопках в Пальмире, Дура-Европос и Масаде (Восточное Средиземноморье). Прослежено орнаментальное сходство обсуждаемых гобеленов с тканями из памятников начала I в. н.э. в Синьцзяне (Шампула, Ния, Лоулан) и сирийскими тканями с типично пальмирским рисунком. Установлено, что текстиль из 22-го ноин-улинского кургана отличается от тканей из Пальмиры и погребальных комплексов Синьцзяна более выразительной традицией изображения цветочных орнаментов. Приводятся результаты анализа красителей нитей, которые использовались при изготовлении гобеленов, и предлагается вариант первоначальной цветовой гаммы этих тканей. На основе всестороннего изучения находок сделан вывод о том, что текстиль мог быть изготовлен в восточно-средиземноморских мастерских, известных с глубокой древности своими гобеленами. Такие ткани могли попасть в монгольские степи вместе с другими изделиями, которые везли по южному участку Шелкового пути.
Remains of tapestry from a Xiongnu (Early 1st Century AD) Burial
in Mound 22 at Noin-Ula
N.V. Polosmak1 and E.V. Karpova2 1Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia 2N.N. Vorozhtsov Novosibirsk Institute of Organic Chemistry, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 9, Novosibirsk, 630090, Russia
The article describes two pieces of decorated woolen tapestry discovered by the Russian-Mongolian expedition in a Xiongnu (early 1st century AD) burial at Noin-Ula mound 22, northeastern Mongolia, in 2012. One fragment shows a composition consisting of a line of fl owers surrounded by a “rolling wave” woven along the left edge, and bands of similar waves skirting the opposite side. The design on the other fragment mostly consists of fi ve bands with fl oral patterns separated by plain tawny stripes. Technologically the fragments are close to woolen fabrics unearthed at Eastern Mediterranean cities such as Palmyra, Dura-Europos, and Masada. The designs resemble those on fabrics from early 1st millennium sites in Xinjiang–Shampula, Niya, and Loulan, as well as those on Syrian fabrics, especially those from Palmyra. However, the Noin-Ula fragments differ from their Palmyran and Xinjiang counterparts by a more expressive manner of rendering fl oral motifs. Based on the analysis of dyes, the original palette is reconstructed. Our analysis suggests that the cloth could have been manufactured at an Eastern Mediterranean tapestry workshop—one of those with a long-standing fame. The cloth was probably imported to Mongolian steppes together with other items along the southern branch of the Great Silk Road.