Сюжеты парных конских головок в культурах Якутии: древность и современность
Сюжеты парных конских головок в культурах Якутии: древность и современность
DOI: 10.17746/1563-0102.2016.44.2.091-101
А.Н. Алексеев1, Э. Крюбези2 1Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН ул. Петровского, 1, Якутск, 677027, Россия 2Университет Тулузы, Франция University of Toulouse, Jules Gesda Alley, 37, Toulouse, 31000, France
Разнообразные предметы с парными изображениями конских голов, т.н. двуглавые коньки или просто коньки, известны во многих древних культурах Сибири. Распространены они и в Якутии, где наиболее ранний экземпляр – костяной амулет-подвески из культурного слоя поселения Улахан Сегеленнях – относится, возможно, к середине – второй половине I тыс. н.э. В якутских погребениях XVII–XVIII вв. часто встречаются кольчатые пряжки-подвески с двуглавыми коньками, являвшиеся украшениями погребальной одежды или сосудов. Изучение музейных коллекций показывает, что подобные подвески нередко служат декором кожаных кумысных сосудов «сири исит», используемых при обряде восхваления и призывания светлых небесных божеств, покровителей людей и скота. Среди якутских коньков имеются образцы, где конские головки уздечками соединены с кольцами, символизирующими, на наш взгляд, небесное светило. В мифологии якутов широко распространен сюжет о рождении коня от солнца. Считается, что сначала расплодились солнечные лошади Джесёгей, а затем люди, т.е. конь является зооморфным прародителем человека. Большую группу коньков в музейных коллекциях составляют подвески женского нарядного пояса и набедренного украшения. Сюжеты парных конских головок продолжают существовать и в современной культуре якутов: ювелирном деле, архитектуре, орнаментике. Их прообразы могли быть связаны с культурой хунну Забайкалья и Монголии. Вместе с тем некоторые якутские подвески с парными изображениями конских голов имеют сходство с тагарскими и таштыкскими коньками.
Representations of Paired Horse Heads in Yakut Art: Past and Present
A.N. Alekseyev1 and E. Crubezy2 1The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Petrovskogo 1, Yakutsk, 677027, Russia 2University of Toulouse, Jules Gesda Alley, 37, Toulouse, 31000, France
Various artifacts depicting paired horse heads are known in many ancient cultures of Siberia. The earliest in Yakutia is a bone amulet-pendant from the habitation layer of Ulakhan Segelennyakh, dating to the middle or second half of the 1st millennium AD. In 17th and 18th-century Yakut burials, ring buckle pendants with double-headed horses, decorating either burial clothing or vessels, are frequent. Museum collections show similar pendants often decorated leather koumiss vessels “Siri isit”, which were used in the evocation rite of heavenly deities protecting humans and cattle. In certain Yakut representations, heads of horses have bridles connecting them with rings, which, in our opinion, refer to celestial bodies. A horse begotten by the sun is a common motif in Yakut myths. Solar horses Dzhesegey were considered progenitors of humans. Many representations of double horse heads in museum collections are pendants worn on women’s festive belts and waistcloths. This motif has survived in modern Yakut jewelry, architecture, and design. Its sources should possibly be sought in the Xiongnu culture of the Trans-Baikal region and Mongolia. Certain Yakut two-headed horse pendants have close parallels amongst the Tagar and Tashtyk representations.