Нагайбаки: от сословия к этносу (к вопросу о генезисе идентичности)
НАГАЙБАКИ: ОТ СОСЛОВИЯ К ЭТНОСУ
(к вопросу о генезисе идентичности)
DOI: 10.17746/1563-0102.2016.44.1.137-146
И.Р. Атнагулов
Институт истории, филологии и иностранных языков Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова пр. Ленина, 114, Магнитогорск, 455038, Россия
Нагайбаки – одна из групп тюркоязычного населения Южного Приуралья, своим происхождением связанная с крещеными татарами Среднего Поволжья, а также чувашами и, возможно, удмуртами и восточными марийцами. Главной причиной ее возникновения было cоздание в 1730-х гг. Оренбургского казачьего войска и различного рода инородческих казачьих подразделений в регионе. В отличие от калмыков, башкир и мещеряков, составивших самостоятельные войска, сформированные по этническому принципу, казаки-нагайбаки оказались вместе с русскими в составе Оренбургского казачьего войска. В силу ряда обстоятельств, связанных с государственной деятельностью по структурированию населения (христианизация, вхождение в состав казачьего сословия, географическая изоляция от ближайших этнических родственников), произошла трансформация нагайбакской идентичности от конфессиональной (крещеные татары) и сословной (татары-казаки) до собственно этнической (нагайбаки). История становления нагайбаков является наглядным примером того, как государственно-политический фактор влияет на появление новых идентичностей. У нагайбаков выработалось собственное самосознание, особенность которого в его многоуровневой структуре, где присутствуют географическая, конфессиональная и сословная составляющие. Все они отражены в комплексе этномаркирующих признаков феномена нагайбакской идентичности. В новейших публикациях, включая материалы последних двух переписей, из всей этнонимической номенклатуры нагайбаков фиксируется только одно название – «нагайбаки», являющееся, по сути, экзоэтнонимом. В данной статье рассматриваются вопросы формирования нагайбакской идентичности и актуального функционирования всех исторически сложившихся эндо- и экзоэтнонимов данной группы.
THE NAGAYBAKS: FROM SOCIAL STRATUM TO ETHNIC GROUP
(the origins of ethnic identity)
I.R. Atnagulov
Institute of History, Philology, and Foreign Languages, Magnitogorsk State Technical University, Pr. Lenina 114, Magnitogorsk, 455038, Russia
The Nagaybaks are one of the Turkic-speaking groups of the Southern Urals, related to Christened Tatars of the Middle Volga, to Chuvash, and possibly to Udmurt and eastern Mari. The key factor in their origin was the emergence of Orenburg Cossack Host with a number of native troops in the 1730s. Unlike the Kalmyk, Bashkir, and Misher Tatar troops, which were ethnically homogeneous, the Nagaybaks served alongside Russian Cossacks. Owing to certain circumstances, specifi cally to the state policy of “organizing” the natives (Christening, recruiting for the Cossack Host, and geographic isolation from closest ethnic relatives), their ethnicity shifted from religious (“Christened Tatars”) and social (Tatar Cossacks) to ethic proper (Nagaybaks). This case exemplifi es the impact of state policy on the origins of new ethnic groups. Current Nagaybaks ethnicity includes geographic, religious, and social constituents. Recent scholarship and the last two censuses mention just one name, Nagaybaks, which, in essence, is an exoethnonym. This article discusses all exoethnonyms and endoethnonyms of that group.