В середине июля закончилась кратковременная экспедиционная поездка сотрудников Приполярного этнографического отряда ИАЭТ СО РАН (Бауло А.В., Князева Е.Е.). В этом году они работали в небольших селениях манси и хантов, расположенных на территории Березовского района ХМАО-Югры и Шурышкарского района ЯНАО. Основной целью экспедиции был сбор полевого материала в рамках проекта НИР, который предусматривал поиск и фиксацию священных мест, описание их основных конструктивных особенностей и атрибутов.
Благодаря давним и дружеским связям с местным населением впервые удалось посетить одно из мансийских святилищ, расположенных в бассейне р. Северная Сосьва в окрестностях п. Игрим. К сожалению, священное место давно не посещалось, культовый амбарчик оказался разрушен временем и практически развалился, какие-либо атрибуты из дерева, кости или сукна не сохранились. Тем не менее, в развалинах досок пола, уже опустившихся ниже линии дерна, были обнаружены шесть спрессованных фрагментов железной кольцевой кольчуги, медный котелок и два фрагмента железного меча или палаша. Предварительно находки можно датировать XIII-XIV вв.,
возможно, вещи принадлежали первым русским воинам, двинувшимся на покорение Югры. Не менее важной задачей экспедиции являлось возможное пополнение фондов Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока вновь найденными экспонатами. Прошедший полевой сезон в этом смысле оказался весьма богатым на находки.
Прежде всего, необходимо отметить сборы сразу нескольких жертвенных покрывал, изготовление которых относится к 1930-60-м гг. Согласно традиционным представлениям манси, в ранний период их истории землю населяли богатыри, после смерти ставшие духами-покровителями селений или целых территорий. Богатырем считался и младший сын Верховного бога – Мир-сусне-хум, в дар которому люди приносили ритуальные предметы богатырского одеяния и снаряжения: шлемы и островерхие шапки, пояса, седла; большинство из них были выполнены из сукна и украшены фигурой скачущего всадника. В силу того, что их возлагали на жертвенного коня (покрывали спину), они получили название жертвенных покрывал.
Наиболее часто покрывала выполнялись в виде полотнища прямоугольной формы с четырьмя, шестью или семью
фигурами всадников; все они символизировали «седло бога». Кроме «седла» богатырю шили пояс, на котором размещали четыре или пять всадников. Завершал одеяние шлем, украшенный изображениями четырех или семи всадников. Одно из описанных в экспедиции покрывал имело ранее не встречавшуюся особенность: в привязанный к углу изделия хлопчатобумажный голубой платок были завернуты выполненные из бересты миниатюрные изображения солнца и месяца.
Объяснение данным артефактам можно обнаружить в мифологических воззрениях обских угров: изображенный на покрывалах Мир-сусне-хум представлялся манси всадником на крылатом коне, который день (солнце) и ночь (месяц) облетает грешную землю, покровительствуя людям. Среди других находок, поступивших в фонды музея, можно упомянуть две фигуры иттерма (временное вместилище души умершего человека),
платки-подношения богине Калтащ, большую игрушку лошадку из папье-маше (жертвенный дар семейному духу-покровителю), несколько суконных одежд для фигур домашних божков XIX-XX вв. Кроме собственно исследовательских задач, были прочитаны две научно-популярные лекции – для младших школьников в детском лагере «Кедровый остров» (д. Ханты-Мужи Шурышкарского района ЯНАО) и для студентов гуманитарного профиля в археолого-этнографической полевой школе (д. Шеркалы Октябрьского района ХМАО-Югры).