Институт археологии и этнографии СО РАН 2-4 декабря 2020 года выступил партнёром Алтайского государственного педагогического университета в проведении Х международной научной конференции «Этнография Алтая и сопредельных территорий в дискурсе новационных и традиционных подходов: результаты и проблемы изучения региональной истории и культуры народов». Конференция прошла в дистанционном формате и вызвала большой интерес участников.
В работе приняли участие сотрудники отдела этнографии института Е.Ф. Фурсова, И.В. Октябрьская, О.В. Голубкова, Н.И. Шитова. По словам доктора исторических наук, заведующей отделом этнографии Елены Фёдоровны Фурсовой, «конференция показала несомненную актуальность обсуждавшихся вопросов и выявила чрезвычайную важность региональной проблематики. Представленные доклады имели как общетеоретический, так и региональный характер». К началу работы конференции был издан сборник материалов, с которым можно познакомиться онлайн
Статья д.и.н., ведущего научного сотрудника института Елены Фёдоровны Фурсовой рассматривает этнокультурную идентичность русских старожилов Южного Алтая в конце 19-го — начале 20-го веков. Автор, как и большинство исследователей, к старожильческому населению относит потомков тех служилых людей, крестьян, которые поселились в Сибири до середины 19-го века, т. е. до массового притока жителей с европейских территорий. На основе полевых этнографических материалов 1978–2000-х годов в статье делается попытка раскрыть многообразие идентичностей локальных этнокультурных групп. Наряду с интервьюированием самих носителей русских старожильческих традиций, была произведена синхронизация мнений по этому вопросу среди соседей, жителей близлежащих деревень — то есть в основу исследование положено как самоосознание исследуемых групп, так и представления о них соседей.
Статья д.и.н., ведущего научного сотрудника института Ирины Вячеславовны Октябрьской в соавторстве с Евгенией Михайловной Чиркиной рассматривает движение анастасиевцев, которое зародилось в России под влиянием серии произведений В.Н. Мегре («Звенящие кедры России») в середине 1990-х годов и развилось до создания родовых поместий и образования политических партий, основанных на идеях этого движения. В Алтайском крае известны 12 поселений на разных этапах формирования. В религиоведении анаставиецев рассматривают как одно из новых религиозных движений, ориентированных на идеологию и практики, близкие к славянскому неоязычеству. В российской этнологии/антропологии предпринимаются попытки охарактеризовать анастасиевцев в дефинициях субкультуры: как сообщество со сложной идентичностью, включающей квазиэтнический уровень.
Статья к.и.н., старшего научного сотрудника института Ольги Владимировны Голубковой посвящена сохранению и трансформации народных верований у украинских переселенцев в Карасукском районе Новосибирской области. Эта территория на границе Барабинской и Кулундинской степей с конца 19-го века активно заселялась выходцами из украинских земель и стала одним из мест их компактного проживания. На основе полевых исследований автором были выявлены некоторые различия в верованиях киевских и полтавских переселенцев, например, в рассказах о ведьмах, русалках, «нечистых» и «ходячих» покойниках и способах защиты от них. Сохранившиеся представления могут быть, таким образом, маркёрами региональной этнокультурной идентичности.
Статья к.и.н., младшего научного сотрудника института Натальи Ивановны Шитовой рассказывает о старообрядцах алтайского села Кебезень (Турочакский район Республики Алтай). Эта религиозная группа ранее никак не была изучена, существовали лишь отрывочные архивные свидетельства о турочакских старообрядцах. Летом 2020 года автору удалось встретиться с последними представителями старообрядчества в селе, а также получить от них сведения о предках-старообрядцах. С одной стороны, изученной группе оказались присущи характерные в целом для старообрядчества представления о соблюдении чашки, значении обычая подавать милостыньку, запрете на курение и т. д. В группе были распространены строгие аскетические запреты на украшения, светские увеселения, в частности пение. С другой стороны, в одежде кебезенских старообрядцев прослеживаются особенности, не характерные для других старообрядческих групп Горного Алтая.
Фото на обложке новости — Влада Некрасова