Можно ли исследовать ископаемые черепа, не выходя из дома? Чем обернется первая в мировой истории массовая самоизоляция ученых, каких важнейших открытий мы можем лишиться, а какие, напротив, стали возможны в новых условиях? Журнал «Огонёк» (№17 от 04.05.2020) разбирался, как живет наука «на удаленке».
Под вопросом и другая научная экспедиция, которая во многом определяла лицо российской археологии в последние годы. Речь об исследованиях в Денисовой пещере в Солонешенском районе Алтайского края. В 2008-м здесь нашли фалангу мизинца девочки, жившей около 50 тысяч лет назад. Анализ ДНК показал, что останки принадлежат ископаемому человеку, представляющему особую ветвь в эволюции рода Homo, отличному и от неандертальцев, и от современных людей. Эта находка стала мировой сенсацией, а новый вид получил название по месту находки.
— Экспедиции для археологов — основной источник информации и материалов, которые мы затем обрабатываем в течение года,— говорит главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, руководитель научно-исследовательского стационара «Денисова пещера» Михаил Шуньков.— Обычно весной мы работаем на Балканах, но в этот раз в планы вмешалась пандемия. Состоится ли экспедиция в Денисову пещеру, пока не знаем.
Раскопки в пещере имеют принципиальное значение. За время, прошедшее с момента открытия денисовского человека, вопросов у ученых накопилось больше, чем ответов. Во время карантина археологи закончили работу над большой научной статьей, обобщающей имеющиеся знания по этой проблеме.
— Мы касаемся целого ряда вопросов, например, откуда денисовцы пришли на территорию юга Сибири,— рассказывает профессор Михаил Шуньков.— Как они эволюционировали, как развивалась их материальная и духовная культура. Это важно, потому что, по нашему мнению, денисовцы внесли большой вклад в формирование культуры человека современного физического вида.
— Мы предполагаем, что развитие первобытной культуры здесь, на Алтае, связано с денисовцами,— говорит Михаил Шуньков.— Они были носителями ранней верхнепалеолитической культуры, с которой мы связываем появление у человека знакового поведения, обработку органических материалов, создание украшений из кости и поделочного камня. То есть Алтай — один из центров формирования анатомически современного человека и его культуры.