Выявлена специфика современного самосознания и традиционно-бытовой культуры русского населения Западно-Сибирского региона
Проход по ссылкам навигации

Выявлена специфика современного самосознания и традиционно-бытовой культуры русского населения Западно-Сибирского региона

Выявлены основные проблемы изучения и сохранения этнокультурной идентичности русских. Сделан вывод о том, что этническое самоопределение с каждым годом становится все сложнее, растет количество лиц со смешанной, гибридной идентичностью. Прослежена история формирования регионального самосознания в 1990-е – 2000-е гг., и зафиксировано появление новой национальности – сибиряки, выявлены исторические корни региональной сибирской идентичности. Для изучения региональной сибирской идентичности, существующих представлений о Сибири и сибиряках были проведены сравнительные исследования на материалах, собранных в Европейской России (Краснодар, Москва, Тверь и др.), а также – среди представителей иностранных государств (Австралии, Болгарии, Венгрии, Германии, Канады, Польши, США, Швеции, Японии). Вопрос о самобытности сибиряков относится к дискуссионным и активно обсуждается учеными различных специальностей как в нашей стране, так и за рубежом. Изучив современные представления о сибиряках, можно сделать следующие выводы. В настоящее время не существует единого мнения по поводу самого понятия «сибиряки». Выделяются пять основных подходов, несущих различную смысловую нагрузку: топонимический, историко-хронологический, психологический, антропологический и этнокультурный. Можно отметить устойчивость представлений о существовании знаменитого «сибирского характера». Среди основных его черт – доброта, доброжелательность, дружелюбие; сила характера (духа), выносливость, мужественность, стойкость; трудолюбие; гостеприимство, радушие; отзывчивость и щедрость; честность, справедливость; толерантность (снисходительность), терпимость, патриотизм. Среди гетеростереотипов лидировали следующие качества: здоровые, крепкие, стойкие, закаленные, деловитые, суровые, молчаливые, угрюмые, красивые, дружелюбные, гостеприимные, патриотичные, самобытные. У жителей европейской части страны довольно часто встречается пренебрежительное отношение к Сибири (как краю отдаленному, дикому, месту ссылки и каторги) и к сибирякам (как людям грубым, необразованным/некультурным).

Изучена специфика самосознания сибирского казачества. Одна из основных проблем, стоящих перед современными исследователями, – это сочетание этнических, социальных, конфессиональных характеристик с многочисленностью и множественностью существовавших в России казачьих войск, разнообразием природно-географических условий их проживания и, соответственно, вариативностью традиционно-бытовой культуры.

Исследована роль религиозного сознания в культуре русских. С конца 1980-х – начала 1990-х гг. отмечается рост религиозного сознания и влияния православия в культуре русских. Современные религиозные представления отличаются значительной аморфностью и многообразием, зачастую не совпадают самоидентификация и реальная ситуация. Несмотря на то, что подавляющее большинство считают себя православными, количество воцерковленных людей незначительно (не более 5–10 %). Самоопределение респондентов «православными» свидетельствует о приверженности их не столько к православной религии и образу жизни, сколько к исторически сложившейся культурной традиции. Влияние религиозного сознания и православных традиций не только продолжает сохраняться, но и становится все более значимым.

Основные публикации

Жигунова М.А. Какие мы теперь, русские? // Родина. – 2011. – № 3. – С. 15–18.

Жигунова М.А. Сибиряк как новая национальность: миф или реальность? // Родина. – 2011. – № 11. – С. 11–15.

Жигунова М.А. Где бабы коромыслами соболей бьют. Переселенцы в Сибири: в поисках лучшей доли и новой Родины // Родина. – 2012. – № 4. – С. 64–68.

Жигунова М.А. «Русские вопросы» современности // Вестн. Ом. ун-та. – 2012. – № 3. – С. 52–57.

Жигунова М.А. Специфика самосознания и культуры сибирского казачества, современные проблемы их изучения // Сибирское казачество: Отечества служилая рать: сб. науч. ст. и мат-лов, посвящ. 430-летию сибирского казачества. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2012. – С. 22–31.

Жигунова М.А. Российские переселенцы в Сибири: этнокультурный аспект // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: История России. – 2013. – № 2. – С. 75–86.

Жигунова М.А. Самосознание и традиционно-бытовая культура русских Западной Сибири в середине ХХ – начале XXI в.: основные черты и проблемы изучения // Культуры и народы Северной и Центральной Азии в контексте междисциплинарного изучения. – Томск: Том. гос. ун-т, 2013. – Вып. 3. – С. 425–436.

Жигунова М.А. Традиции православной культуры в современной России // Христианство и славянское культурное наследие: мат-лы Междунар. науч. форума. – Кемерово: Кем. гос. ун-т культуры и искусств, 2013. – С. 25–37.

Жигунова М.А. Традиционно-бытовая культура русских Западной Сибири в современности и проблемы ее изучения // Вестн. Том. гос. ун-та. История. – 2013. – № 4 (24). – С. 53–57.

Ремнёв А.В., Жигунова М.А., Суворова Н.Г. Сибирский ракурс региональной идентичности // Междисциплинарные исследования в отечественной этнографии/этнологии. – М.: ИЭА РАН, 2012. – С. 50–73.