Определена роль казахов в этнической ситуации на Западно-Сибирской равнине в конце XVI – начале XXI в
Проход по ссылкам навигации

Определена роль казахов в этнической ситуации на Западно-Сибирской равнине в конце XVI – начале XXI в

Значительный массив собранных за последнее время полевых материалов позволил по-новому взглянуть на характер заселения казахами юго-западных районов Омской обл. При устройстве зимовок казахское население Среднего Прииртышья прежде всего учитывало потребности полукочевого скотоводческого хозяйства. С 1839 г., когда завершилось отмежевание от казахской степи десятиверстной полосы, казахским родам приходилось ограничиваться прилегающими к зимовке территориями и пасти скот на малых откочевках вдоль Иртыша или находящихся поблизости озер. Отдельным направлением исследований стало выполнение инструментальной съемки большого участка местности, прилегающей к Амринской балке (вблизи с. Гвоздевка Москаленского р-на), и расположенных на ней объектов. Интереснейшие комплексы в Амринской балке иллюстрируют наиболее ранний, а в дальнейшем ставший типичным способ освоения казахским населением берегов большого горько-соленого озера Эбейты. Этот способ представляет собой одну из наиболее показательных и хорошо реконструируемых систем природопользования для горько-соленых озер. Воссоздание таких моделей по разрабатываемой методике возможно и для других природно-географических условий.

Проведены исследования социально-экономических отношений у казахского населения лесостепной зоны Западной Сибири. Описаны роль мусульманских миссионеров – қожа в этнической истории казахов Западной Сибири, этнический состав қожа, исторические события, приведшие их в Сибирь, просветительская и хозяйственная деятельность мусульманских миссионеров.

Накопленный этнографический материал позволил исследовать современные проявления элементов традиционного мировоззрения в культуре казахов Западной Сибири. Были проанализированы такие понятия как жөн, шанырак, кұт, ырыздык, алыс-берис, ырым. Эти глубоко укоренившиеся в сознании представления влияют на понимание мира и определяют поведение человека в этническом сообществе.

Разработана методика исследования погребального обряда казахов Западной Сибири. Работы подобного рода, направленные на практическое использование, должны выполняться с учетом этнической специфики, которая вносит множество нюансов в характер сбора материала и его дальнейшую интерпретацию. Разработаны вопросник по погребально-поминальному обряду казахов, программа по археолого-этнографическому изучению погребальных комплексов казахов Западной Сибири. Необходимой частью работы, определяющей, в свою очередь, ее методическую направленность, является создание словаря основных терминов. Апробация методики проведена в ходе работы Казахской международной археолого-этнографической экспедиции.

Основные публикации

Ахметова Ш.К. Традиционные представления и инновации в мировоззрении казахов Западной Сибири // Ақселеу Сейдімбек: ғылыми мұрасы және тәуелсіздік (ауйзша тарих мәселелері). Халықаралық ғылыми-теориялық конференция. 6 желтоқсан 2012 жылы / жалпы ред. Баскарган Е.Б. Сыдықов. – Астана: Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ баспасы, 2012. – С. 194–201.

Ахметова Ш.К. Қожа в этнической истории казахов Западной Сибири // Казанская наука. – 2013. – № 4. – С. 12–14.

Ахметова Ш.К., Балтабаева К.Н. Состояние и перспективы изучения истории и культуры казахов России // Материалы международной научно-практической конференции «Концептуальные проблемы истории Центральной Азии и Европы в свете интеграции и модернизации»: мат-лы междунар. науч.-теор. конф., посвящ. Году Германии в Казахстане. – Алматы: Изд-во Каз. нац. ун-та, 2010. – С. 255–260.

Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Погребальные и поселенческие комплексы казахов юга Западной Сибири // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2008. – Т. XIV. – С. 292–295.

Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Казахские мемориальные комплексы как источник для этнографо-археологических исследований // Независимый Казахстан: история, современность и перспективы: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию независимости Казахстана / отв. ред. Б. Сагындык-улы, Н.Р. Аршабеков. – Павлодар: Изд-во Павлодар. гос. пед. ин-та, 2011. – С. 144–150.

Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Методика этноархеологического изучения погребального обряда казахов Западной Сибири: учеб.-метод. пособие. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. – 54 с.

Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Особенности расселения казахского населения в Среднем Прииртышье // Казахстан и Россия: научное и культурное взаимодействие и сотрудничество. – Астана; Омск: Полиграфия «Enter Group», 2013. – С. 39–54.

Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Памятные знаки как новая традиция казахов Омского Прииртышья // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2013. – Т. XIX. – С. 396–399.

Ахметова Ш.К., Толпеко И.В., Томилов Н.А. Диалог поверх границ: о сотрудничестве ученых Казахстана и России // Казахстан и Россия: научное и культурное взаимодействие и сотрудничество. – Астана; Омск: Полиграфия «Enter Group», 2013. – С. 15–20.

Ахметова Ш.К., Томилов Н.А. К вопросу о формировании западносибирского субэтноса // Степной край Евразии: Историко-культурные взаимодействия и современность. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009. – С. 89–91.

Ахметова Ш.К., Томилов Н.А. Казахи России: история и современность // Культурологические исследования в Сибири. – 2011. – № 1. – С. 160–163.

Дайрабаева А.А. Традиционное орнаментальное искусство казахов Западной Сибири XX – начала XXI века // Ом. науч. вест. – 2008. – № 4 (69). – С. 194–198.

Дайрабаева А.А. Традиционное ткачество казахов юга степной зоны Западной Сибири (к вопросу о сохранности традиций) // Гуманитарные науки в Сибири. – 2010. – № 3. – С. 67–71.

Томилов Н.А. Исторические общности казахстанцев и россиян и их социально-политическая роль // Вестн. Ом. ун-та. – 2012. – № 3. – С. 127–132.

Томилов Н.А., Ахметова Ш.К. Казахи аула Каскат: традиции и инновации в культуре казахского населения Западной Сибири. – Омск: Изд. дом «Наука», 2013. – 392 с.