Изучение антропоморфной скульптуры древних культур Евразии, Тихоокеанского бассейна и Японского архипелага
Проход по ссылкам навигации

Изучение антропоморфной скульптуры древних культур Евразии, Тихоокеанского бассейна и Японского архипелага

Один из самых ярких очагов раннего появления и широкого распространения предметов мобильного искусства из глины находится на Японских островах и относится к неолитической эпохе дзёмон. Благодаря новым находкам и радиоуглеродным датировкам, время появления догу определяется как минимум периодом 11–10 тыс. л.н. Дискуссионным остается вопрос о том, является ли догу исключительно японским феноменом или общим элементом неолитических культур. Многообразие форм, размеров, орнаментальных мотивов, приемов исполнения догу позволяет находить для анализа и семантической интерпретации самые широкие параллели среди предметов искусства Дальнего Востока и всего Тихоокеанского бассейна, включая прибрежные районы Северной Америки, Мезоамерики и Южной Америки.

При всей своей яркости, эффектности и разнообразии догу не являются уникальной (возникшей и существовавшей только в пределах Японского архипелага и в хронологических рамках эпохи дзёмон) формой искусства. Как элемент декоративного творчества и как атрибут церемониально-обрядовой практики догу логично вписываются в ансамбль антропоморфных изображений, известных в неолите Евразии и в Тихоокеанском бассейне (формативный период в Мезоамерике, Колумбии, Эквадоре, Перу).

На территории лесостепной зоны Евразии от Оби до Дуная в поселенческих комплексах распространяется традиция изготовления своеобразной культовой мелкой глиняной пластики, представленной предельно стилизованными антропоморфными и зооморфными скульптурками, моделями посуды, орудий труда, глиняными лепешкам-«хлебцами» и т.д. Ближайшие, доходящие до тождества параллели всему комплексу данных изделий обнаруживаются на территории Японии (комплекс Танихата в префектуре Тоттори). Чрезвычайно важно не просто индивидуальное сходство отдельных пластических изображений, а то, что уникальная находка японских археологов представлена единым скоплением, включающим в себя все основные категории предметов, характерных для евразийской традиции. Особо значима близость всего историко-культурного контекста, сопровождающего данный феномен: типологически однородный набор глиняной пластики, сопутствующий предметно-вещевой комплекс, расположение данных комплексов на территории поселений вблизи жилых сооружений.

Феномен догу в том, что данный вид пластики не связан с раннеземледельческими культурами, он появляется и развивается в обществе охотников-собирателей и рыболовов, носителей экономики присваивающего типа. Весьма продуктивным при интерпретации материалов с Японских островов и реконструкции ряда возможных обрядовых аспектов использования антропоморфной пластики оказывается поиск североазиатских, в том числе и западносибирских параллелей. Выявлено совпадение множества основополагающих проявлений базовых мировоззренческих концепций и сопутствующих им ритуалов у населения Японских островов и отдаленных регионов. Совпадают наборы сакральных предметов культовой атрибутики, принципы организации пространства, структура синтоистских храмов и культовых мест населения Северной Азии.

Основные публикации

Молодин В.И., Соловьев А.И., Соловьева Е.А.. Чемякина М.А. Мелкая глиняная пластика Евразии (неожиданные параллели) // Проблемы археологии и истории Северной Евразии. – Томск, 2009. – С. 46–57.

Соловьев А.И., Соловьёва Е.А. Догу в ритуальной практике эпохи дзёмон // Горизонты тихоокеанской археологии. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2011. – С. 47–77.

Соловьёва Е.А. Антропоморфная пластика догу: семантика сакральных образов // Сибирь на перекрестье мировых религий: мат-лы IV Межрегион. науч.-практ. конф. Новосиб. гос. ун-та. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2009 – С. 220–227.

Соловьева Е.А., Табарев А.В., Табарева Ю.В. Диалоги с догу: к проблеме интерпретации антропоморфной пластики Тихоокеанского бассейна // Мустье Забайкалья, загадочные догу и другие древности тихоокеанских стран. Тихоокеанская археология. – Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. ун-та, 2010. – Вып. 18. – С. 50–96.

Табарев А.В. Змеи, маски и танцующие шаманы: на перекрестках неолитических миров древней Пасифики // Дальневосточно-сибирские древности: сб. науч. тр., посвящ. 70-летию со дня рождения В.Е. Медведева. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2012. – С. 96–105.