Выделены три основных этапа этнонационального строительства тюркских народов Южной Сибири в ХХ – начале ХХI в.
Проход по ссылкам навигации

Выделены три основных этапа этнонационального строительства тюркских народов Южной Сибири
в ХХ – начале ХХI в.

Подтверждено, что вплоть до начала ХХ в. соционормативная культура различных народов Сибири видоизменялась под влиянием усиленной христианизации, принятия буддизма и распространения ислама, а также под влиянием административно-политических практик и межэтнических взаимодействий. Трансформации способствовали экономические преобразования и социально-демографические изменения, происходившие в традиционных обществах.

Модернизация традиционной культуры народов Сибири в XX в. стала частью общей политики по созданию светской политизированной соционормативной системы. Но уже с 1980-х гг. в различных регионах развернулись процессы национального возрождения, которые активизировались к концу 1990-х гг.

Исследование символической составляющей этнополитической мобилизации коренных народов Южной Сибири позволило детализировать этот процесс. На материалах Республик Алтай, Тыва, Хакасия двух последних десятилетий был проведен анализ актуальных этнонациональных дискурсов и показана их роль в концептуализации этничности; выявлена специфика формирования образов прошлого, образов Родины и героя. Охарактеризованы этнонациональные организации и родовое движение региона; рассмотрены варианты воспроизводства этничности (в том числе символического) в регионе в ходе процессов суверенизации и актуализации культурного наследия.

В настоящее время эти процессы имеют незавершенный характер. В Южной Сибири, как и во многих других регионах, происходит реструктуризация идентичностей, что неизбежно отражается на характере развития этносоциальной и этнополитической ситуации. Одновременно получили распространение практики, имеющие надэтнический характер и презентирующие региональное поликультурное сообщество в целом.

Основные публикации

Октябрьская И.В., Самушкина Е.В. День пастуха на Алтае. История праздника (исследования и материалы) // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2009. – № 1. – С. 607–632.

Самушкина Е.В. Новые национальные праздники как один из способов символьного воспроизводства этничности // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2009. – № 1. – С. 581–595.

Самушкина Е.В. Образ героя в этноисторических концепциях символьной элиты Республики Алтай и Республики Хакасия // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2009. – № 3. – С. 365–371.

Самушкина Е.В. Символические и соционормативные аспекты современного этнополитического движения Республики Алтай, Республики Тыва, Республики Хакасия (конец XX – начало XXI в.). – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. – 274 с.

Самушкина Е.В. Родовое движение Республики Алтай и Республики Хакасия: формирование образов прошлого региона // Tartaria magna. – 2012. – № 2. – С. 153–170.

Самушкина Е.В., Садалова Т.М. Священные территории Республики Алтай // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2012. – № 3. – С. 317–325.