Определен характер и прослежены тенденции развития народных художественных промыслов в этнокультурной динамике Южной Сибири конца ХIХ – начала ХХI в.
Проход по ссылкам навигации

Определен характер и прослежены тенденции развития народных художественных промыслов в этнокультурной динамике Южной Сибири конца ХIХ – начала ХХI в.

При изучении практик сохранения и развития культурного наследия России дана характеристика народным художественным промыслам в этнокультурной динамике Южной Сибири конца ХIХ – начала ХХI в. С опорой на широкий круг этнографической, исторической и искусствоведческой литературы проведено изучение предпосылок формирования, основных тенденций развития художественных промыслов Саяно-Алтая и их специфики.

В научный оборот введен большой объем оригинального фактического материала, в том числе уникальный фонд изобразительных источников, документальных и архивных материалов, характеризующих художественные промыслы юга Сибири в этнокультурном аспекте. К современным народным промыслам Саяно-Алтая относятся камнерезный промысел Тувы, Колыванский камнерезный промысел, промысел «Турина гора» Алтайского края и промысел «Кезер» Республики Алтай.

В регионе сосуществуют сложившиеся производственно-художественные центры, имеющие официальный статус народного художественного промысла, и аутентичные промыслы, развивающиеся на почве местной художественной традиции.

В рамках проведенных исследований народное художественное творчество и ремесленные традиции рассматриваются как маркеры этнической культуры и параметры этнической и национальной идентичности. Было установлено, что с конца 1980-х – начала 1990-х гг. властные и общественные структуры Сибирского региона включают народные промыслы и ремесла в контекст социокультурных практик.

Основные тенденции современной художественной жизни Сибири определяет проблема формирования единого сибирского культурного пространства. Мастера и художники выбирают путь погружения в древность и этническую архаику и через синтез художественных традиций формируют уникальный феномен регионального полиэтнического, поликультурного самосознания. Эти тенденции соотносятся с магистральными направлениями в идеологии, связанными с попытками самоидентификации национальной интеллектуальной элиты, а также с общероссийскими тенденциями в литературе и искусстве.

Основные публикации

Москвина М.В. Статусный символизм традиционных женских украшений тюркских народов Саяно-Алтая // Гуманитарные науки в Сибири. – 2013. – № 3. – С. 83–86.

Москвина М.В. Техническое и декоративное исполнение женских украшений саяно-алтайских тюркских народов в конце XIX – начале XX в. // Вестн. Том. гос. ун-та. История. – 2013. – № 4 (24). – С. 83–86.

Октябрьская И.В. Концепция культурного наследия: мировой и российский опыт формирования // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. – 2013. – Т. 12, вып. 3: Археология и этнография. – С. 20–31.

Октябрьская И.В., Павлова Е.Ю., Сковпень А.В. Народные художественные промыслы современного Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2009. – № 1. – С. 129–135.

Павлова Е.Ю. Народные художественные промыслы Саяно-Алтая в контексте этнокультурного развития России. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2012. – 276 с.